Лед Зеппелин: стиль игры Джимми Пейджа
Хоть он и в почете за его вкусное звучание, клевые и бессмертные рифы, интересные альтернативные настройки, шедевральная техника игры на акустической гитаре, и потусторонние амбиент вставочки, Джимми Пейдж также еще один из самых влиятельных соло гитаристов в рок музыке.
Его соло в таких классических «ледзеппелиновских» песнях как “Good times, bad times”, “Heartbreaker”, “Rock and roll” и “Stairway to heaven”, прочно засели в памяти у целых двух поколений гитаристов, что свидетельствует о его композиционном и импровизационном гении.
В этом уроке мы изучим основные технические элементы и подходы в импровизации, которые характеризую «Пейджэвский» стиль игры соло, а также разберем некоторые фирменные шаблоны.
Пентатоника
Джимми во многих своих соло основывается на минорной пентатонике, которая показана в Примере 1, используя при этом только верхние три или четыре струны. Когда он двигается ниже по струнам, он сменяет позицию используя, при этом средний или безымянный палец и остается на пятой струне.
В Примере 2 показа E минорная пентатоника, которая начинается от тоники E и заканчивается на 12 ладу также нотой E. Используя эту гамму как шаблон, Джимми играет фразу в стиле Чака Берри в тональности E, как вы можете увидеть в Примере 3.
Этот пример начинается с бенда на целый тон от четвертой ступени к пятой (от A до B). Бенд выполняется безымянным или средним пальцем, в то время как указательный прижимает кварту на верхних двух струнах.
Пейдж использует этот прием Чака Берри как трамплин для того, чтобы погрузится в “паливалово” в ми минорной пентатонике, как это показано в Примерах 4-6.
Когда будете играть эти фразы, следует обратить внимание на использование Pull-off’ов и целотонных бендов, как это происходит на первой струне, когда нота G тянется к ноте A. Вы можете услышать, как Джимми делает, что-то подобное в таких его соло как в песнях: “Good times, Bad times” (1:30) “Dazed and Confused” (3:52), “The Lemon Song” (1:51), “Communication Breakdown”.
Джимми поступает также еще и в других тональностях. К примеру, в его соло в конце “Black Dog” (4:12), он играет такие же фразы, как показаны в примере 6, но в тональности A, используя ля минорную пентатонику в пятой позиции (A C D E G) (см. пример 7). В его первых двух фразах в соло к песне “Moby Dick” ( :36 и :41),он использует тот же паттерн в 10 позиции (см. пример 8), для того чтобы сыграть знойный блюзовый пассаж в Ре минорной пентатонике.
В мажорной пентатонике Пейдж тоже использует эти шаблоны. Он просто берет минорную пентатонику (см. Пример) спускается на три лада, и превращает ее в мажорную пентатонику в той же тональности, как это показано в Примере 9.
Если вы сравните E минорную и E мажорную пентатонику, которые изображены в примерах 2 и 10, то сможете обратить внимание на, то что пальцовка остается такой же, однако ноты принимают абсолютно другое гармоническое значение.
Джимми идеально использует это принцип в соло к “Communication Breakdown”. После нескольких раз проигрывания мрачно звучащих E минорных блюзовых фраз в 12 позиции, он неожиданно придает соло более яркий оттенок, используя E мажорную пентатонику в 9 позиции.
Джимми применяет ту же схему мажорной пентатоники изображенную в примере 9 для исполнения задорно звучащих кантри фраз, особенно примечательных в “The Song Remains the Same” (в D седьмой позиции, на :58, and in в A второй позиции на 4:19), в “Houses of the Holy” (в A второй позиции на 1:11).
Сладкие бенды
Одной из причин, по которой Пейдж такой великий гитарист, является то, что он умеет извлекать очень вкусный и лиричные бенды (он обычно использует тонкие струны, что дает больше контроля над бендами и вибрато). Пример 12 показывает минорную пентатонику, которую Джимми использует, чтобы играть парящие бенды в стиле Альберта Кинга, как это продемонстрировано в ключе E примера 13. (Обратите внимание на включенную мажорную третью ступень в гамме.)
Как показывает нам этот пример, эта компактная гамма дает возможность играть вариации душевных бендов на пол тона и на целый тон, как от 4-й к пониженной 5-й ступени (A к Bb), от минорной третьей к мажорной третьей ступени (G к G#), от четвертой к пятой ступени (A к B), и от тоники к секунде (E к F#).
Вибрато
Отличительной чертой техники Джимми также, являются его “отполированные” вибрато, особенно на подтянутой ноте. В особенности он любит вибрато с быстрой пульсацией. Подобные вибрато вы сможете заметить в начале соло к песне “Whole lotta love.” Вообще это соло состоит и 6 прерывающихся фраз, каждая из которых говорит, что ее играет Джимми Пейдж. Это соло также служит хорошим примером того, как можно комбинировать E минорную пентатонику (E G A B D), E минорную блюзовую гамму (E G Bb B D), и E мажорную пентатонику (E F# G# B C#).
Джимми играет 1 и 3 фразу в надежной 12 позиции E минорной пентатоники, что, как мы видим, облегчает извлечение hammer-on’ ов, pull-off’ов, а также бендов на верхних трех струнах. Он начинает первую фразу с бенда на струне G, а затем играет быстрый нисходящий пассаж используя E минорную блюзовую гамму. Обратите внимание на гладкие двойные pull-off’ы от Bb к A до G. Он заканчивает фразу такиv же бендом от A к B, и украшает его задорным вибрато. Это вибрато частично состоит из спуска бенда на целый тон, и подтягивания его обратно B. Делается это все быстро и ритмично.
Фраза 2 показывает как Джимми может рассудительно использовать открытую позицию E минорной пентатоники. Обратите внимание, как он в полной мере использует открытые струны, играя быстрые pull-off’ы (B к A, а потом к G) к открытой струне G.
Фразы с использованием открытых струн
Одной из прикольных и запоминающихся фишек Джимми является его игра на нижних позициях грифа с использованием открытых струн. Пример 16 и 17 показывает звонкие фразы с применением двойных и одиночных Pull-off’ов к открытым струнам. Что-то подобное Джимми играет в его соло в песнях “The Song Remains the Same” (4:30) и “Moby Dick” (:46).
За порожком
Есть у Джимми еще один прием, который заключается в надавливании пальцами на струны за порожком. Классическим примером этого психоделического “движения” является соло в песне “Heartbreaker” (2:06). В этом соло он использует двойные Pull-off’ы к открытой струне G левой рукой, в то время, как правая надавливает на струну между порожком и колком. Этот прием также можно услышать в Intro к песне “Dazed and Confused” где он извлекает натуральный флажолет ноты G на 12 ладу 3 струны, и подтягивает ее к ноте A, опять же надавливая на струну за порожком, но только уже левой рукой.
Смена позиции
Джимми часто перескакивает с одной позиции к другой в середине фразы, чтобы играть долгий и гладкий пассаж как это показано в ПРИМЕРЕ 18 и 19, применяя при этом слайд пальцем, для того, чтобы соединять ноты и перемещать левую руку выше или ниже по грифу. Примером может послужить его восходящий пассаж в песне “Moby Dick” (:52), “Black Dog” (3:36) и “Heartbreaker” (2:35 и 3:08)
“Since I’ve Been Living You” прекрасный пример применения экспрессивных сочных фраз в блюзовом контексте (типа как в “стене нот”). Обратите внимание как он эффективно эксплуатирует минорную пентатонику в тональности C, с добавлением девятой ступени (D) для предания краски.
Оригинал перевода вы сможете найти здесь: http://www.guitarworld.com/shred-zep...-page?page=0,0